Как не делать ТО у официального дилера и оставаться на гарантии?

Дорогие дельфинята, сегодня я поведаю вам одну интересную историю о гарантийном обслуживании новых автомобилей. И заодно расскажу, как не «слететь» с гарантии из-за того, что вы не хотите платить огромные деньги за прохождение техобслуживания у официального дилера. На примере собственной истории, конечно же, чтобы было интереснее читать и воспринимать. Приступим!

Распространенная ситуация

Семья покупает новый автомобиль. У любой новой машины (как и у абсолютно любого товара, купленного впервые) есть гарантийный срок, при котором вам поменяют неисправную деталь, запчасть или что-либо другое, подходящее под гарантийный случай. Обычно этот срок для обладателей двигателей внутреннего сгорания составляет 3-5 лет, иное встречается реже.

При покупке менеджер, как правило, объясняет, что техобслуживание автомобиля (замена масел, свечей зажигания, тормозных колодок, фильтров и пр.) нужно обязательно именно у них, т.е. у официального дилера. Иначе все — кирдык гарантии. Ладно, соглашаемся, ибо новую машинку хочется прямо сейчас.

Проходит год. Семья вспоминает, что пора записываться на ТО, ибо хочется остаться на гарантии и не исправлять какие-то косяки за свои деньги (зачастую это бывает очень-очень накладно). Приезжает глава семейства (или нет, не суть) и видит ценник на ТО — 15000 рублей (среднестатистическая цена на среднестатистическое ТО с заменой основных расходников на иномарках). Больно? Больно, но придется тратиться, ведь иначе гарантии не будет!

Правда ли это?

Абсолютная чепуха и бред сивой кобылы. Удивило? Думаю, большинство тех, кто это читает, такое заявление может удивить. Расскажу на примере реальной ситуации, произошедшей буквально неделю назад.

История

Часть I. Предыстория

Моя мама ездит на KIA Venga 2013 года. Покупалась в салоне 5 лет назад.

В машине вместо замка зажигания кнопка и машина заводится с кнопки только в том случае, если ключ находится где-то неподалеку. Ключ рядом, но машина ключ не видит. Первая мысль — села батарейка. Окей, мама идет домой за запасным ключом, заводит — всё ок. Покупает новую батарейку, вставляет — все равно не работает. И так, и сяк — никак. Что делать? Едет на сервис. Официальный. Описывает проблему и отдает ключ. Мастер-приемщик при ней открывает крышку ключа, достает батарейку и переставляет ее другой стороной. ЧУДО! Машина заработала! Мы с мамой до сих пор ржем над этой нелепейшей ситуацией, когда для решения проблемы нужно было всего лишь правильно вставить батарейку.

Мораль — первая мысль в 95% случаев правдива.

А, я немного отклонился от темы. Ну, раз уж приехала на сервис, нужно рассказать о другой проблеме — давно не работает камера заднего вида. Показала приемщику — он согласился, дескать, и вправду не работает.

Далее его слова, не дословно, но близко к истине:

«Да, вижу, у вас гарантия еще до сентября этого года, пять лет еще не прошло…но у вас нет отметок о пройденном ТО последние три года. Значит, вы не проходили ТО и мы не можем починить вас по гарантии.»

Мама уже и забыла, что у нее еще действует гарантия (на KIA она, к слову, 5 лет). Ну и ладно, согласилась, что не делала эти пресловутые ТО. Спрашивает, сколько стоит замена камеры. Ответ — 25 тысяч рублей.

Пишет мне. Я офигеваю вместе с ней. Обсудили вопрос, потом она пишет:

«Съезжу на знакомый сервис, спрошу, сколько там будет стоить».

Ну, я поглядел в интернете стоимость самой камеры — от тысячи до двух. Плюс пару тысяч работа. Никак не должно получать больше 5-7 тысяч. Ну, пусть делает, думаю. Все лучше, чем у официалов впятеро дороже.

И ТУТ МЕНЯ ОСЕНИЛО.

Часть II. Флешбек.

Я словил флешбек. Если говорить нормальными словами — вспомнил разговор двухнедельной давности. Знакомый гарантийщик рассказывает историю о мужике, у которого, скажем, сломалась магнитола (не помню точно, но что-то из электрики). К слову, мужик ТО в салоне не делал и приехал со своей неисправностью спустя полтора года после покупки. Случай гарантийный, т.к. магнитола ставилась на заводе.

Далее диалог, тоже по памяти:

— Я не могу отказать ему в гарантии.

— Почему? Он же не делал у вас ТО!

— А какие основания у меня для отказа в гарантии?

— Ну как же, он не обслуживался у официального дилера.

— Так понимаешь, нету причинно-следственной связи. Вообще плевать, где он там масло поменял. Если бы он поменял масло в «левом» сервисе и у него из-за этого повредился двигатель, то тогда я мог бы ему отказать в гарантии. Но где связь между поломкой магнитолы и заменой масла? Нет связи — случай гарантийный.

Мужику поменяли магнитолу по гарантии. Всё. Конец истории.

Часть III. Решение проблемы.

На каком таком основании моей маме отказали в гарантийном ремонте? Все, будем сражаться за справедливость!

Есть ли смысл еще раз обращаться к дилеру, зная, что мы правы? Может быть, и есть, но это куча лишних нервов, споров и прочих неприятных составляющих подобной дискуссии. Отставим это другим — мы перешагиваем через дилера и пишем на официальный портал Киа Моторс в России.

Содержание письма приблизительно такое:

«Этот дилер совсем офигел, не меняет нам по гарантии то, что должен, ссылаясь на то, что не были сделаны ТО. Но ведь нет причинно-следственной связи между поломкой камеры заднего вида и заменой моторного масла! И вообще, наша машина еще полгода на гарантии, так что чините, коли гарантийный случай!»

Чем все закончилось? Буквально через день позвонил дилер и сообщил, что поменяет камеру заднего вида по гарантии. Итого сэкономлено от 5 до 25 тысяч рублей на том, что положено по закону — на гарантии.

Нормативно-правовая подоплека

«В соответствии с п.6 ст.18 ЗоЗПП(и п.2 ст.476 Гражданского кодекса Российской Федерации) в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.»

Это означает лишь то, что вы имеете полное право запрашивать гарантийный ремонт в гарантийных случаях. Учтите, что гарантийными случаями являются не все поломки автомобиля, а только лишь те, которые прописаны в сервисной книжке. 

В этих же строчках говорится, что именно продавец (дилер) должен доказать причинно-следственную связь между непрохождением ТО и образованием поломки. Не вы, а дилер. Вы можете требовать экспертизы, диагностики и письменного отказа от приема на гарантийный ремонт. Уже на этом этапе можно добиться своего.

Если есть основания полагать, что условия заключенных договоров о приобретении автомобиля / гарантийном обслуживании и т.д. не совсем законны, то в силу вступают следующие строки:

«В соответствии с п.1 ст.16 ФЗоЗПП условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.»

Самое интересное то, что во втором пункте этой же статьи:

«Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.»

Вообще законы о защите прав потребителей очень интересные и ими всегда можно прикрываться, если вас хотят развести или прижать.  Не могу удержаться еще от одной цитаты:

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (далее – организация), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия (бездействие), как навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически илитехнологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

А вот это уже антимонопольные законы, которые прямым текстом говорят «Вам не имеют права навязывать свою монополию!». Никто не может заставить вас приходить именно к ним на ТО под угрозой лишения гарантии.

Вывод

Не верьте, что вас могут полностью лишить гарантии из-за того, что вы не ездите на ТО к официалам. Разбирайтесь.

Не ругайте гарантийщика. Его задача — отшивать как можно больше людей по гарантии, чтобы сохранить деньги завода, дилера и зачастую свои. Если для этого придется лгать (а у гарантийщиков это в крови, будьте уверены) — они на это пойдут вообще не задумываясь.

Если вы уверены, что вы правы, то постарайтесь убедить мастера-приемщика в том, что вы шарите. 

Если не получится, можно попробовать пойти к начальству. Если не хотите скандалов или там тоже ничего не получится — пишите выше. Всем настучат по шапке и вы получите свое. Если вы, конечно, правы. А если вы еще раздобудете документы, с помощью которых можно уличить дилера в незаконном отказе по гарантии — будет вообще круто. На совсем крайний случай.

Запомните словосочетание «причинно-следственная связь» и пользуйтесь ей по возможности. Только удостоверьтесь, что поломка — не ваш косяк, а то столько нервов и сил, а справедливости не прибавится. И такое бывает.

И моя статья ни в коем случае не говорит, что не надо делать ТО. Меняйте расходники, вовремя находите неприятности и вовремя устраняйте. Следите за своей красавицей и она вас отблагодарит. И не попадайтесь на уловки!

Дельфинята, я верю в вашу сознательность! Надеюсь, то, что я сегодня написал, пригодится (а еще больше надеюсь, что не пригодится и у вас никогда ничего не сломается).

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о